Вы находитесь на СТАРОМ форуме Клуба волонтеров. НОВЫЙ ФОРУМ находится на сайте www.club-volonterov.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вы находитесь на СТАРОМ форуме Клуба волонтеров. НОВЫЙ ФОРУМ находится на сайте www.club-volonterov.ru » ПОМОЩЬ, КАК ОНА ЕСТЬ » Проблемы личностного развития воспитанников интернатных учреждений


Проблемы личностного развития воспитанников интернатных учреждений

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Проблемы личностного развития воспитанников интернатных учреждений и пути их разрешения
Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи
При разработке данного раздела использованы данные результатов исследований, проведенных М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и другими авторами книги "Психическое развитие воспитанников детского дома", а также - академиком В.С.Мухиной, практическим психологом Института коррекционной педагогики Э.А.Минковой, психологической службой Яснополянского детского дома под рук. к.псих.н. И.В.Ежова (125, 126, 2, 3, 55, 87, 88, 89, 100, 149). Использованы данные, полученные в обычных (не специальных) общеобразовательных учреждениях.
Проблемы интеллектуального развития воспитанников.
Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность).
Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе и невозможности продолжать обучение в общеобразовательной школе с диагнозом "задержка психического развития". А это, в свою очередь, становится серьезным препятствием на пути взаимодействия с другими и с миром в целом.
Психологические исследования уровня и особенностей интеллектуального развития воспитанников свидетельствует, что уровень развития внимания и памяти воспитанников не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако исследования выявляют слабо сформированную картину мира, повышенную ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического мышления, особенно у детей среднего школьного возраста. Наиболее выражено снижение вербально - логического мышления. Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно - личностная беседа. Как правило, вопросы "кто вам больше нравится?", "что вы любите?", "какое у вас настроение?" и т.п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить.
Эти данные свидетельствуют о том, что основными причинами снижения интеллектуального развития воспитанников общеобразовательных интернатных учреждений являются средовые влияния, педагогическая запущенность, а не врожденно-наследственные факторы, анатомо-физиологические нарушения работы центральной нервной системы. Одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме.
Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников.
Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности ("силы личности"), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.
Результаты психологического обследования, проведенные в 1996 году в Яснополянском детском доме под руководством И.В. Ежова, также свидетельствуют о значительных нарушениях эмоционально-волевой сферы воспитанников. У большинства детей младшего школьного возраста выявлены различные нарушения эмоционального состояния: 28% находилось в состоянии повышенной эмоциональной напряженности, у 32% наблюдалось состояние психического утомления, примерно столько же детей находилось в состоянии эмоционального стресса. Только у 20% детей отмечалось достаточно комфортное эмоциональное состояние. Общее снижение настроения, депрессивное состояние выявлены примерно у каждого третьего ребенка младшего школьного возраста. У 20% детей младшего школьного возраста отмечались агрессивность, враждебность по отношению к окружающим, примерно у стольких же детей при столкновении с трудностями выявлены уход в себя, проявление пассивности и неготовности к активному разрешению конфликтов. У большинства воспитанников-подростков наблюдались различные акцентуации характера при недостатке самоорганизованности и целеустремленности, снижении мотивации достижения и успеха, чувствительности к жизненным трудностям и личностной неготовности к их решению. Для многих воспитанников старшей группы отмечались нарушения эмоциональных контактов с окружающими, недоверчивость, эмоциональная несдержанность и непродуктивная сверхактивность ( Ежов И.В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома. - Ясная Поляна.-1997).
Игорь Вячеславович Ежов - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Тульского Государственного Университета, психолог НИЛ "Школа Л.Н. Толстого", руководитель психологической службы Яснополянского детского дома, автор работ по психологии духовного развития, в том числе книги "Введение в психологию духовного развития личности ребенка: Психологические основы духовной педагогики" (Тула: ТО ИРО,1997).
Подобные нарушения объясняются всем предыдущим развитием детей, а также условиями пребывания воспитанников в учреждениях закрытого типа. Значительная часть детей поступает в детские дома из домов ребенка, где они воспитывались до трех, иногда до четырех лет. Учреждения, где воспитываются дети раннего возраста, как известно, несут в своей системе условия для развития госпитализма. Результаты исследований, проведенных академиком В.С. Мухиной (100), свидетельствуют: воспитанники домов ребенка аутичны, у них слабо выражена потребность к общению, наблюдается общая задержка развития. Эти дети часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться. В свои первые годы жизни они отличаются не свойственной детству пассивностью. Лишенный с рождения самого главного для него - материнской любви и ласки, а в условиях закрытого учреждения - возможности нормального общения со взрослыми, в возрасте 6 - 8 месяцев ребенок утрачивает врожденный потенциал к развитию, становится пассивным. Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении. С другой стороны, у ребенка появляется огромное количество бесполезных и непродуктивных для развития двигательных форм, возникает огромное количество так называемых тупиковых движений: ребенок раскачивается, сосет пальцы, губу, воспроизводит одно и то же действие без видимого смысла.
Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.
Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения - вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. У детей в детских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Однако совместной деятельности, игре, внеситуативному общению, беседе с взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку - это своеобразная форма ситуативно-личностного общения, в которой средства общения (даже включая речь, хоть и бедную по содержанию и лексико-грамматическому составу) не соответствуют мотивам и потребностям.
Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными и активными участниками дети не могут.
Активность в сотрудничестве, стремление и способность что-либо делать вместе со взрослым у детей не возникает. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т. п. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения. Эмоции являются важнейшим компонентом в целостной картине поведения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, его деятельности, отношения к миру, окружающим людям и самому себе. Специфические условия жизни в учреждении интернатного типа, эмоциональная депривация нарушают психическое развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу. Э.А.Минкова перечисляет своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского дома: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная поверхностность; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству; основная направленность положительных эмоций - получение все новых и новых удовольствий; непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до шести-семи лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта) и т.д.
Часто у детей дошкольного возраста двигательная расторможенность и повышенная возбудимость сочетаются с повышенной истощаемостью, социально-волевой неустойчивостью, повышенной утомляемостью, раздражительностью (так называемый церебрастенический синдром). Это говорит о том, что причинами эмоциональной незрелости и отклонений в эмоциональном развитии являются не только психическая, социальная, эмоциональная депривации, но и наследственная (наследственная отягощенность нервно-психической патологией) и врожденная (например, органическое поражение центральной нервной системы в период внутриутробного развития) патология.
Совместная деятельность и общение детей со сверстниками.
В целом потребность в общении со сверстниками менее напряженная. Обычно контакты со сверстниками бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. В игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды, просьбы и даже слез сверстника. Находясь рядом, играют порознь. Либо все играют со всеми, но совместные игры носят, в основном, процессуальный характер; отсутствует ролевое взаимодействие в игре; даже включаясь в какой-либо общий сюжет, дети действуют от себя, а не от лица ролевого персонажа. По операционному составу (по совершаемым действиям) такая деятельность очень напоминает ролевую игру, но по субъективному, психологическому содержанию существенно отличается от нее. Контакты в игре сводятся к конкретным обращениям и замечаниям по поводу действий сверстника (дай, смотри, подвинься и т.д.).
Постоянную привязанность к сверстникам имеет незначительное число детей. Она не зависит от возраста и положения ребенка в группе. Нет и постоянно изолированных детей. Игры часто окрашены нервозностью, сменой настроения; конфликты протекают резко, с острыми эмоциональными отрицательными переживаниями. События часто драматизируются.
Ситуативность в поведении, неспособность к конструктивному решению проблем, организации своей деятельности, самостоятельному соблюдению правил игры обусловлена тем, что уже общение детей со взрослыми в детском доме не предоставляет ребенку самостоятельности, а, наоборот, резко ограничивает ее твердым режимом дня, постоянными указаниями взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контролем со стороны взрослого, формируя тем самым привычку к "пошаговому" выполнению чужих указаний.
Академик В.С. Мухина обращает внимание на серьезные нарушения в формировании структуры самосознания детей - сирот. Исходная позиция исследователя состоит в том, что самосознание человека развивается внутри следующей исторически сложившейся, социально обусловленной структуры: 1 - имя собственное плюс личное местоимение (за которым стоят идентификация с телом, с физическим обликом и индивидуальная духовная сущность человека); 2 - притязание на признание; 3 - половая идентификация; 4 - психологическое время личности: самобытие в прошлом, настоящем, будущем; 5 - социальное пространство: долг и права.
В детских домах к детям нередко обращаются по фамилии, имя часто сочетается с фамилией. Часто имя используется для приказа и почти никогда для проявления любви. В результате у ребенка формируется отрицательное отношение к своему имени.
Притязания ребенка чаще реализуются в собственной среде через физическую силу, через адекватную для воспитанников агрессию, а порой - через асоциальные формы поведения. Невозможность реализации потребности в признании приводит к аффективным срывам, к ощущениям гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева, к сужению диапазона сопереживания. Исследователь обращает внимание еще на одну важную проблему - феномен "мы" в условиях детского дома. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) "мы". Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на "своих" и "чужих", на "мы" и "они". От "чужих" они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению ко всем "чужим" и своим детдомовцам.
Внутри своей группы дети, живущие в интернате, могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция вызвана многими причинами, но, прежде всего, нереализованной потребностью в любви и признании, эмоционально нестабильным положением ребенка, лишенного родительского попечительства. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им "право" к правонарушению. В школе, куда дети из детского дома ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как "они", что развивает сложные конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей.
У воспитанников детских домов разрушено еще одно важное звено самосознания - звено психологического времени личности. Ребенок не в состоянии соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем: индивидуального прошлого они часто не помнят, будущее для них неопределенно.
Проблема половой идентификации воспитанников интернатных учреждений
Свою половую принадлежность ребенок из семьи устанавливает рано: на протяжении дошкольного детства он присваивает многие поведенческие формы, интересы и ценности своего пола.
Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. В детских домах дети изолированы от этих ориентаций. Дошкольники уже хорошо знают о своей принадлежности к полу, стремятся утвердить себя как мальчика или девочку, в этом они мало отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Однако качественно половая идентификация имеет существенные отличия. Если дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками и со сверстниками, то дети, лишенные родительского попечительства, идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками, т.е. мальчиками и девочками из группы. Мальчики в детских домах лишены подчас возможности идентификации по полу, потому что здесь мало мужчин, не с кого брать пример. В силу группового "мы" девочки заимствуют агрессивные формы поведения. Это форма выживания, это форма утверждения себя среди таких же обездоленных или среди чужих, которые оцениваются как "они".
Смутное представление о будущей половой роли в семье, отсутствие знаний о различиях полов, равнодушное отношение к своему внешнему виду затрудняют формирование эталонов, полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения. Искаженная и неполная идентификация с образом тела нарушает эмоционально-оценочное отношение к телу, создает одновременно гипертрофированную фиксацию на гениталиях и психологическую напряженность, связанную с этой фиксацией, что в дальнейшем может привести к неадекватному психосексуальному развитию и способствовать психологической незащищенности личности в целом.
Социальное пространство личности тесно связано с правами и обязанностями человека, с законами общества. Воспитанники детских домов, как особая общность, живут по групповому нравственному нормативу, минуя законы, ориентируясь на групповую совесть, поруку и пр.
Социальная ситуация развития в условиях детского дома без родительской опеки, условия жизни (постоянное круглосуточное пребывание каждого ребенка среди детей и взрослых, скученность, отсутствие достаточных для уединения пространств в помещениях; отсутствие личных вещей и своего места), нарушения в сфере общения ребенка влияют на развитие его личности, искажают его представление о себе, отношение к самому себе, затрудняют осознание себя как личности.
Все дети, живущие в учреждениях интернатного типа, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию.
В детских домах и школах-интернатах нередки онанизм, гомосексуализм и другие сексуальные отклонения. Это в числе прочих причин - деформированная компенсация недостающей любви, недостаточных положительных эмоций, нормального человеческого общения. Особая психологическая проблема - отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей.
Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности.
У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция ("нам должны", "дайте"), отсутствуют бережливость и ответственность.
Формальное дисциплинирование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, таит в себе опасность еще одной волны отчуждения во взаимоотношениях со взрослыми. Эти дети нуждаются в особом гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении. Ребенку нужен друг, способный к пониманию, - тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни.
Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять и в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще.
Проблемы нравственного развития личности воспитанников.
Нравственное развитие является одной из основных проблем полноценного личностного роста воспитанников. Проблемы нравственного развития начинаются с младшего школьного возраста и проявляются чаще всего в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений.
Если воспитанники младшего возраста совершают те или иные аморальные поступки чаще всего по недомыслию, импульсивному желанию получить желаемое, слабо понимая чувства и желания окружающих, или из-за импульсивного желания отомстить обидчику, то проблемы нравственного развития воспитанников старшего возраста имеют более серьезный характер. Большинство воспитанников-подростков имеют низкую моральную устойчивость, которая выражается в достаточно осознанном терпимом отношении к лицам, совершающим аморальные поступки и деяния, в нечестности, снижении социальной ответственности и отсутствии угрызений совести как внутреннего индикатора отклонения от нравственных норм.
Нравственное развитие воспитанников, хотя и является наиважнейшей составляющей позитивного развития личности, во многом зависит и является следствием нарушений обще- интеллектуального и эмоционально-волевого развития личности.
Проблемы социализации детей-сирот.
К одной из наиболее актуальных проблем воспитанников интернатных учреждений исследователи относят и трудности социализации детей-сирот.
Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений - мир отношений между людьми, в которой каждый играет множество ролей: семьянина, друга, соседа, политика, жителя города, деревни и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный "образ" социальной роли. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни. (Преодоление трудностей социализации детей-сирот. - Ярославль.-1997). В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации, автономизации и активизации личности.
Таким образом, результаты психологического обследования свидетельствуют о значительных проблемах развития личности большинства воспитанников детских домов во всех возрастных группах. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности". Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия (Ежов И.В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома. - Ясная Поляна. 1997 ).

В.М.Бызова, З.А.Вахнина
Сыктывкарский государственный университет, Россия
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
Основная задача работы заключалась в изучении особенностей самоанализа воспитанников детского дома. В исследовании приняли участие 16 мальчиков и 20 девочек в возрасте 10-16 лет. В инструкции предлагалось дать 10 ответов на вопрос: “Кто я такой?” - быстро, записать первое, что приходит в голову в первый столбик. Во второй столбик записать ответы, если бы на вопрос отвечали твои воспитатели, причем выбрать кого-то конкретно.
Обращает на себя внимание длительный период, необходимый для выполнения задания. В среднем требовалось не менее 60 минут для девочек и 90 минут для мальчиков. Особые затруднения наблюдались в ответах с точки зрения воспитателей.
Мальчики (38%) видят себя прежде всего воспитанниками детского дома, отмечают у себя такие качества, как доброта, сила, смелость, трудолюбие. Большинство детей избегает отмечать у себя негативные черты, которые чаще всего представлены в ответах со стороны воспитателей (невнимательный, слабый, лентяй, нервный, хитрый, драчливый, непослушный и т.п.).
У девочек преобладает критическое отношение к себе (обидчивая, упрямая, стеснительная, неразговорчивая, злопамятная, вредная и т.п.). В ответах детей, с точки зрения воспитателей, преобладают негативные черты: нахалка, недобросовестная, худая, пассивная, дурная, болтливая, нервная, скрытая и т.п.
Планируются дальнейшие исследования.

2

Психофизиологические особенности подросткового возраста

Фаза пубертатного периода приходится на разный возраст, и в одном классе оказываются подростки с разными функциональными возможностями, адаптационными возможностями. Каждый подросток с разной успешностью приспосабливаются к изменениям, происходящим вокруг него и  с ним самим. И именно в этот период индивидуальный подход к школьникам приобретает особую значимость.
Физиология

Специфика психофизиологических функций в подростковом возрасте определяет различия в росте, причем девочки растут быстрее в 11—12 лет, мальчики — в 13—14 лет, именно поэтому в 11—12 лет кажется, что мальчики меньше, ведь в эти годы длина тела увеличивается на 5—8 см.

• Также появляются вторичные половые признаки. Это в значительной степени определяют эндокринные изменения, связанные с половым созреванием.
• Происходит резкое  повышение функции обмена веществ, усиление деятельности желез внутренней секреции.
• Также важны различия индивидуальные: у одних детей рост начинается тогда, когда у других заканчивается.
13-14 лет – время гормонального всплеска.
В 15-16 лет процесс полового созревания начинает подходить к концу.

• Происходит перестройка опорно-двигательного аппарата. До «взрослых» размеров увеличиваются сначала  голова, кисти рук и ступни, затем конечности – увеличивается  длина рук, затем ног, и в последнюю очередь туловище.  Также увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила.
• Если в 8 лет масса мускулатуры составляет около четверти массы всего тела, то к 15 годам она увеличивается до трети.
• Также усиливается и сосудистая сеть мышц, достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата.
• В то же время существенно меняется биохимическая ситуация в мышечных волокнах: энергетический обмен в клетках становится более напряженным и менее устойчивым.
• Дополнительные затраты энергии (например, связанные с повышением двигательной активности выше определенного уровня) приводит к использованию менее экономичных, но безотказных анаэробных  (бескислородных) источников энергетического обеспечения. В результате происходит активация накопление в мышцах и крови молочной кислоты, что приводит к нарушению внутренней среды организма.
• На более позднем этапе полового созревания, когда пубертатный скачок роста завершается (16-18 лет), формируется тип телосложения, энергетические возможности и сократительные свойства скелетных мышц, с которыми человеку суждено прожить всю оставшуюся жизнь.
К чему это проводит

• 11-12 лет – это период переживаний, прежде всего для мальчиков, особенно, когда девочки-одногодки начинают проявлять интерес к старшеклассникам. Это может стать одной из причин конфронтации мальчиков и девочек, в первую очередь из-за того, что, принимая свою социальную роль, ребенок объединяется с детьми своего пола, отвергая противоположный. Гордость за свою половую принадлежность приводит к презрению к другому, не такому.

• Потребность разобраться в себе самом, порождает исповедальность в общении с ровесниками, написание стихов, ведение дневников.

• Частая смена настроения

• Возникновение переживаний по поводу изменения своего тела

• У подростка зарождается половое влечение, которое он пытается реализовать доступными ему способами. Один из них – обсуждение эротических вопросов со сверстниками. Таким образом, подростки снимают эротическое напряжение, в частности, наиболее действенный способ – смех. Поэтому нам часто кажется, что подростки в этом возрасте «озабоченные» и пошлые, но это не так.
• Другой способ снятия эротического напряжения – это мастурбация. Ее пик приходится как раз на средний подростковый возраст. У мальчиков она быстро нарастает после 12 лет, у девочек несколько позже и реже.
• Формируется мировоззрение человека, в т.ч. отношение к любви и семейной жизни. Имеют достаточную информацию об интимной стороне взаимоотношений мужчины и женщины, но она неосознанна, не структурирована, а часто и искажена.

• В результате на смену детскому телосложению с пропорциональным развитием туловища и конечностей приходит подростковый, голенастый, длинноногий тип. Т.е. мышцы, не успевая за ростом костей, стягивают их.  И мы наблюдаем обилие лишних движений, недостаточную их координированность, неловкость, угловатость подростка. Подросток чувствует себя неуклюжим, неловким.
• Подростки воспринимают своё тело фрагментарно, что делает это восприятие неадекватным, и мы часто слышим: «У меня такие большие уши!»
• Отношение к своей внешности во многом определяется и внешними оценками
• Это отрицательно сказывается на мышечной работоспособности подростков. Часто подростки чувствует слабость в руках и ногах, испытывают боль при неправильных физических нагрузках
Т.к. толщина подкожного жирового  слоя заметно уменьшается, подростки (особенно мальчики) худеют. Это проявляется даже у подростков, имеющих избыточное жироотложение, полных.
• При быстрой ходьбе возникает отдышка. При плавании – сбивчивое дыхание. Если подросток резко распрямиться, у него может быть сильное головокружение, иногда обморок.
• чаще начинают испытывать потребность в кислороде: частые головокружения, потеря сознания.
• быстро утомляются как на физическом, так и на умственном уровне
• может проявляться общее снижение эмоционального уровня, порою даже депрессии.
• Как и другие изменения, перемена голоса вызывает у подростков неуверенность.
• Так как они не умеют пока владеть своим новым голосом, они стесняются его.  Ведь голос часто  в течение короткого времени меняется от самых высоких до самых низких тонов.
• Этими изменениями определяется быстрая и внезапная смена состояний и настроений подростка: то он с энтузиазмом и азартом берется за трудную физическую или умственную задачу и может работать, забыв о времени и усталости, то вдруг сникает, чувствует слабость, головокружение, упадок сил.
• Т.е. возникает временное уменьшение выносливости и работоспособности.
• Часто можно наблюдать неестественную бледность, синяки под глазами. Возможно появление варикоза вен.
• Снижение эффективности закаливающих процедур и возрастание возможности возникновения простудных заболеваний.
• Повышается риск появления  вегетососудистых дистоний и подростковой гипертонии.
• Т.е. подростки чаще болеют, жалуются на сердечную боль.
• Возникают значительные трудности осуществления учебной деятельности и развития познавательной мотивации на нее направленной.
• Часто подростки на уроках находятся как бы в состоянии прострации – внимание кажется полностью исчезнувшим из познавательной активности.
• Происходит перемена интересов, возникает постоянное стремление к новой информации.

• Увеличение темпов роста продольных размеров тела обусловлено тем, что гипофиз начинает в большем количестве секретировать гормон роста – соматотропин. 
• Этот гормон активирует ростовые процессы и энергетическое обеспечение организма. Под его воздействием увеличивается использование жировых запасов для энергетических нужд растущего организма.
• Но количество жировых клеток не изменяется, они только теряют часть накопленного жира и уменьшаются в объеме.
• Усиленно развиваются грудная клетка и дыхательные мышцы. Растут легкие, увеличиваются их объем и поверхность, повышается жизненная емкость. Вся перестройка органов дыхания направлена на то, чтобы потребность бурно растущего организма в кислороде была максимально удовлетворена.
• Число дыханий в минуту снижается в подростковом возрасте в 2 раза, т.е. росток дышит глубже и реже, хотя ритмичность дыхания остается еще учащенной по сравнению с ритмом дыхания взрослого.
• Формируется тип дыхания: у мальчиков брюшной, у девочек грудной.
• Также в период полового созревания нарушается регуляция дыхания.

• Существенные изменения происходят у мальчиков в строении гортани: развивается система гортанных хрящей и голосовых связок.
• Происходит мутация голоса: появляются низкие обертоны и вытесняются высокие детские тоны. У девочек голос становиться грудным, более низким.
• Интенсивный рост подростка происходит за счет роста трубчатых костей, а вот масса тела отстает (отсюда и вытянутый, нескладный вид).
• Вместе с тем функционирование сердца, легких, кровоснабжения мозга не обеспечивают полноценную работу организма в целом.
• Также описанные выше биохимические сдвиги приводят к снижению возможности длительно поддерживать постоянный уровень функциональной активности.
• Усиленный рост органов и тканей предъявляет свои особые требова¬ния к сердечно-сосудистой системе.
• Интенсивный рост сердца приводит ежегодно к его увеличению на четверть.
• Сосуды же в своем росте несколько отстают Увеличение объемной скорости кровотока приводит к усилению тока крови через кожные сосуды.
• Заметно повышается температура кожи, особенно конечностей. Расширение сосудов кожи снижает возможности физической терморегуляции.
• Функциональные изменения одного из звеньев регуляторной системы – гипоталамуса, возникающие на начальных этапах полового созревания, существенно сказываются на характеристиках произвольного и непроизвольного внимания. Также, по мере прогрессивного созревания коры, продолжается совершенствование механизмов зрительного опознания в направлении возрастающей функциональной специализации правого и левого полушарий, т.е. у подростков 13-14 лет еще не сформирован классификационный тип опознания, свойственный взрослым.
Как это учитывать в ходе воспитания

• Необходимо дать почувствовать  мальчикам свою силу, а девочкам — женственность в своем телесном имидже. 
• Важно познакомить детей с особенностями противоположного пола: «Другой – не значит плохой». Важно наладить взаимодействие мальчиков и девочек.
• Начинайте говорить о сексе рано и делайте это часто. Не откладывайте это до того времени, когда Ваш ребенок уже начал ходить на свидания. Вы рискуете поучать ребенка тому, с чем ему уже пришлось столкнуться в реальной жизни.
• В общении с ребенком будьте честны, откровенны и понятны. Помните, дети достаточно чувствительны к фальши и не переносят занижения их интеллектуального уровня. Поэтому следует сразу же отбросить всякие примеры про «пестики-тычинки», «птички» и другой животный мир. Отвечайте на детские вопросы честно и детально в соответствии с возрастом и уровнем зрелости каждого конкретного ребенка. Если ребенок спросил Вас о том, что Вы не можете сейчас обсуждать, прямо скажите ему об этом и обозначьте время будущего  разговора.

• желательно назвать время, когда Вы сможете поговорить по данному вопросу. Ребенку следует дать почувствовать, что он может рассчитывать на честные ответы на любые, даже очень сложные, вопросы.
• В связи с этим особое внимание нужно обращать на замкнутых, малообщительных детей – у них нет возможности снять свое напряжение, что может привести к серьезным проблемам. И следует знать, что мастурбация безвредна, т.к. помогает подростку научиться саморегуляции половых функций. Наша задача не навредить подростку своими запретами этого «грязного занятия». Единственное, о чем стоит поговорить с подростком, так это о неполноценности мастурбации и о том, что не стоит на ней замыкаться.
• Запрет взрослыми даже разговоров на сексуальные темы может вызвать порою даже отвращение к этому.
• Также для подростков очень актуальна тема «высоких» отношений с противоположным полом, что тоже нужно учитывать при работе по сексуальному просвещению.
• К случайно попавшей вам в руки «любовной записке» или стихотворению нужно относится как очень значимой, личной ценности.

• Не нужно  акцентировать внимание окружающих на неловкость, на задетый стул, падающую чашку, а, напротив, помнить, что одним из противоречий в развитии подростка в этот период является то, что именно более всего подходит для овладения техникой сложных движений.
• Именно в этот период достигают удивительных результатов спортсмены: гимнасты, фигуристы и т.д. А значит, самое время дать ребятам  разнообразную и наиболее полную информацию о спортивных и танцевальных секциях, развить потребность в самосовершенствовании.
• необходимо проявлять тактичность и понимание при общении с ребятами

• Подросткам необходимо равномерно распределять физическую нагрузку. И составляя школьное расписание, нам нужно следить, чтобы количество учебников, необходимых каждый день на уроках, было не выше пяти (1,5 кг.).
• Важно помнить, что адаптация к мышечной деятельности позволяет повысить мышечную работоспособность, т.е. следует приучать подростков к спорту.
• При планировании занятий физической культурой основное внимание необходимо уделить развитию скоростно–силовых качеств, а также ловкости.
• следует приучать подростков к спорту, фитнесу.
• В этот период  наиболее эффективны разнообразные воздействия, направленные на снижение избыточного веса, т.е. систематическое закаливание, регулярные физические нагрузки.
• Следует рассказать ребятам о полезности рациональной диеты. Но важно  помнить о том, что эффект этих мер скорее всего временный, и если внимание к этому  в дальнейшем будет ослаблено, проблема избыточного веса встанет с новой силой.
• Чаще следует бывать на воздухе. Учить подростков правильно дышать. Важно не допустить ситуации, в которой подросток ощущает нехватку кислорода или наступает кислородное голодание (гипоксия).
• Помнить, что подросток переносит гипоксию значительно хуже, чем взрослый.
• Нужно помнить, посещая с ребятами бассейн, выезжая на водоём, что дышать в воду очень полезно, а вот нырять, долго находиться под водой очень вредно: гипоксия в воде может стать причиной трагедии.
• Необходимо применение различных действий по развитию голоса. С ребятами  нужно петь. Помнить самим и донести до ребят, что именно в этот период не стоит много и громко кричать. И конечно, когда происходит становление голоса, особенно нельзя курить.
• Необходимо помнить о быстрой утомляемости, возможном головокружении, а значит умело рассчитывать  физические и умственные нагрузки.
• Необходима разумная смены деятельности, совместное планирование.
• В этот период организму необходима ежедневная регулярная тренировка сердца и сосудов, чему способствуют упражнения на воздухе. Но нельзя забывать об опасности перегрузок.
• Благоприятно сказываются на тренировке сердца игры у воды и в воде
• Необходимо помнить, что неблагоприятно на сердечно-сосудистой деятельности подростка отражаются не только физические перегрузки, но и отрицательные эмоции.

• Необходимы специальные педагогические приемы, направленные на поддержание внимания и развитие интереса к учебному материалу. Лучше всего «воспользоваться» стремлением подростков утвердить себя среди сверстников.
• Можно также воспользоваться знанием того, что это период творческого воображения, которое дает не только импульс к реальному творчеству, но и позволяет «сфокусировать» подростка на учебном материале, используя различные творческие задания.
Основные потребности подростков
Физические потребности:

- потребность в физических тренировках, релаксации, регулярном питании;
- потребность в снятии внутреннего и телесного напряжения и повышении энергетического тонуса через ритмические движения и громкую музыку.
- Социальные потребности:

- потребность в справедливых отношениях;
- потребность быть принятым своей группой на любых условиях;
- потребность быть принятым представителями  другого пола;
- потребность в экспериментировании с новыми видами поведения (секс, табакокурение, алкоголь, наркотики);
- потребность выражения протеста  в отношениях со взрослыми;
- потребность в критической оценке поведения родителей.
Эмоциональные, когнитивные потребности:
- развитие потребности в аналитическом осмыслении отношений с окружающими;
- начало развития потребности в сепарации (отделении) от родителей и других значимых взрослых;
- потребность в поддержке со стороны родителей и взрослых;
- потребность в формировании успешного сексуального имиджа;
- потребность в моральной оценке поступков.
Потребность в школьных достижениях:
- потребность в поддержке и стабильности в новой изменившейся среде;
- потребность в собственном выборе дополнительных форм обучения;
- появление интереса к своему будущему;
- потребность вносить свой вклад в жизнедеятельность класса и школы.
Потребности в области здоровья и полового созревания:

- потребность обсуждать сексуальные проблемы со взрослыми


Вы здесь » Вы находитесь на СТАРОМ форуме Клуба волонтеров. НОВЫЙ ФОРУМ находится на сайте www.club-volonterov.ru » ПОМОЩЬ, КАК ОНА ЕСТЬ » Проблемы личностного развития воспитанников интернатных учреждений